agarta-portal

Портал Агарта
Текущее время: 17 июл 2019, 15:49

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 87 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 18 мар 2015, 10:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
В скандинавской мифологии етуны и турсы — великаны, в позднейшей скандинавской традиции их именуют — тролли. С одной стороны — это древние исполины, первонаселенцы мира, по времени предшествующие богам и людям. К таким великанам относится Имир и его потомки, инеистые великаны, а также великие мудрецы Бёльторн, дед Одина, Вафтруднир, с которым Один состязался в мудрости, а возможно, и Мимир, хозяин медового источника, откуда тот же Один черпал мудрость и с головой которого всегда советовался.

С другой стороны, етуны — это жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Етунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил, враги асов.

Они во что бы то ни стало стремились отнять у последних жен — богинь Фрейю, Идунн, и волшебные атрибуты — молот Тора, молодильные яблоки Идунн, кольцо Драупнир и т.д. В конце концов инеистые великаны были побеждены асами, возглавляемыми Одином.
Тролли, в германо-скандинавской мифологии злобные великаны, которые обитали в недрах гор, где они хранили свои несметные сокровища. Считалось, что эти необычайно уродливые существа обладали огромной силой, однако были весьма глупы. Тролли, как правило, старались навредить человеку, похищали его скот, уничтожали лес, вытаптывали поля, разрушали дороги и мосты, занимались людоедством. Более поздняя традиция уподобляет троллей различным демоническим существам, в том числе и гномам.
Изображение
https://vk.com/slavicmyths


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 18 мар 2015, 10:37 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Баал или Балу ("хозяин", "владыка"), в западносемитской мифологии одно из самых употребительных прозвищ разных богов. Наибольшим распространением пользовался культ Баала — бога бури, грома, молний, дождя, связанного с влагой плодородия. Древнесемитский Балу — сын Илу и Асират, владычицы сущего.
Мифы упоминают и трех дочерей бога: Падарай ("питательница"), Талай ("росная") и Арцай ("земля"). Сестрой и возлюбленной Баала считалась Анат, богиня охоты и битвы. Владыка земли и плодородия, Баал предстает как умирающий и воскресающий бог, чей главный враг — бог смерти и подземного мира Муту. Баал погиб, признав над собой власть Муту. Анат потребовала у бога смерти возвращения мужа, а получив отказ, уничтожила Муту, разрубила, размолола и сожгла его тело, а пепел рассеяла по полю. Баал, однако, воскрес и вернул себе власть.

Схватка богов постоянно возобновлялась; гибель бога вызывала увядание и засуху, а воскрешение влекло за собой расцвет природы. Баал боролся и с богом морской стихии Йамму, который требовал, чтобы Баал стал его рабом. Однако победа осталась за богом бури, грома и молний. В египетской мифологии древнесемитскому Балу соответствует Сет, в эпоху эллинизма Баал отождествлялся с греческим Зевсом.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 20 мар 2015, 13:49 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Парашурама (санскрит Paraçu-râma = Рама с топором) — шестое воплощение бога Вишну и первое Рамы. История его описывается в Магабхарате и пуранах. Парашурама был брахман и явился на свет, как пятый сын Джамадагни и жены его Ренуки. В прежней жизни он находился под покровительством бога Шивы, научившего его обращению с оружием и давшего ему топор. Парашурама явился в мир для обуздания тирании кшатриев, от которых он очищал землю двадцать один раз, с тем, чтобы отдать ее брахманам. Очевидно, в этом мифе отразилась историческая борьба кшатриев с брахманами из-за первенства. Предание выставляет Парашурама патроном Малабара. По одному мифу Парашурама получил эту область от бога Варуны, а по другому оттеснил океан и пробил в Гхатских горах расселины своим топором. Сюда привел он с собой и брахманов, подарив им страну в искупление совершенного им избиения кшатриев, кровью которых он наполнил пять обширных озер.
Парашурама, в индуистской мифологии шестая аватара великого бог-охранителя Вишну, в которой его миссия на земле состояла в избавлении брахманов от тирании кшатриев. Парашурама, названный так по оружию - топору, полученному им от бога Шивы, был сыном мудреца Джамадагни из рода Бхригу.

В "Махабхарате" и пуранах рассказана легенда о том, как кшатрий Картавирья украл из обители Джамадагни священного теленка; по приказанию отца Парашурама убил Картавирью, но в отместку сыновья Картавирьи умертвили Джамадагни; это послужило причиной ненависти Парашурама к кшатриям, и он "трижды по семь раз очищал землю от кшатриев, наполнив их кровью пять озер" (Махабхарата, III 117, 9); после истребления варны кшатриев Парашурама передал землю во владение брахманам, а сам удалился жить на гору Махендру.

Аватара (санскрит — «нисхождение» бога), в индуизме воплощение бога Вишну в облике героев Кришны, Рамы, вепря, карлика и прочих существ, совершающих подвиги на земле. В мифах наиболее известны десять аватар Вишну. Кшатрии (в санскрите от слова кшатра — господство, власть), одна из двух высших варн в Древней Индии, образовавшаяся из военно-племенной аристократии. Варны (санскрит, буквально — качество, цвет), четыре сословия Древней Индии. Представителям самой высшей варны — брахманам — приписывался белый цвет — цвет чистоты, незапятнанности. Вторую варну представляли кшатрии — воины. Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Третья варна — вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать. Четвертая варна — шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям высших варн. В отличие от брахманов, кшатриев и вайшью, шудры не считались потомками древних ариев-завоевателей и, видимо, были потомками покоренного населения.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 20 мар 2015, 13:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
УРОБÓРОС — свернувшийся в кольцо змей, кусающий себя за хвост. Является одним из древнейших символов, известных человечеству, точное происхождение которого — исторический период и конкретную культуру — установить невозможно.
Несмотря на то, что символ имеет множество различных значений, наиболее распространённая трактовка описывает его как репрезентацию вечности и бесконечности, в особенности — циклической природы жизни: чередования созидания и разрушения, жизни и смерти, постоянного перерождения и умирания. Символ уробороса имеет богатую историю использования в религии, магии, алхимии, мифологии и психологии. Одним из его аналогов является свастика — оба этих древних символа означают движение космоса.
Изображение
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 20 мар 2015, 20:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
СЛАВЯНСКАЯ БОГИНЯ ВЕСТА

День Весеннего Равноденствия. В этот день празднуется приход на землю Весны, прилёт птиц. Во всех родах пекут из теста фигурки жаворонков, оладьи и печенье с Солнечной Символикой.

БОГИНЯ ВЕСТА - Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов. Младшая сестра Богини Марены.

ВЕСТА - Ведает Слово, утвержденное Богами.
У наших предков существовал институт женского жречества, к которому принадлежали т.н. ВЕСТЫ, которые были «вестницами» («вещали», выступали проводниками «Божьей Вести»). По большому счету, все девочки и девушки до замужества обучались и потенциально имели такие способности и назывались Вестами.
Из_Вестие — буквально “мысль (истина), извлеченная из Весты”.
В день встречи Весты оглашались имена девушек, которые достигли возраста половой зрелости и теперь уже могли быть просватаны.

Яко во Старь в месяце Дайлете в День Весеннего Равноденствия Православные люди соберутся Родами во Капищах и во Святилищах, а тако же во Древних Урочищах, встречать-величать, да славить младшую сестрицу Богини Марены Светлую Богиню Весту, несущую в Земли Свята Расы Весну Ярую, да Вести добрые. В Ее честь устраивается всенародное гуляние, обязательно пекут блины, как символ Ярилы-Солнца; куличи, баранки и бублики с маком, как символ пробуждающейся после зимнего сна земли; пряники в виде жаворонков и печенье со свастичной символикой.
Богиня Веста — Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов.
Её также называют Покровительницей Обновляющегося Мира, доброй Богиней Весны, которая управляет приходом на землю Свята Расы — Весны, и пробуждением Природы Мидгард-Земли.
Кроме того, Богиня Веста символизировала не только обретение Древней Мудрости Вышних Богов Родами Славян и Ариев, но и получение приятных, добрых вестей в каждом Роду Великой Расы. В сей день, каждый представитель своего славного Рода получит важное известие от Предков, а такоже Мудрое наставление от Богов Родных в соответствии со своим Духовным Развитием. А обрести сию Весть можно лишь чрез Чистую Совесть, то есть непосредственную связь со своим Родом чрез земных Богов и до Небесных. Тако и речём на Праздниках наших, славя Род свой и Род Небесный:
Отцам и Матерям наша – Слава!
Слава Богам и Предкам наша!

В День Богини Весты во Родах Свята Расы принято поздравлять и баловать подарками женщин, девушек, это поистине Славянский Женский День. Для наших жён есть свои Праздники и этот День один из них, ведь все красавицы наши – Белые девушки — все Богини.
А на второй день после дня Весеннего равноденствия провожают в свои Ледяные Чертоги Богиню Марену и прощаются с лютой Зимушкой, укрывавшей леса и поля белым снежным покрывалом, происходит пробуждение Природы и разнообразной жизни. В честь проводов Богини Марены на Север отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название — Проводы Русской Зимы).

Богиня Марена (Мара — мать РА, т.е. мать сияния, а зимой снег очень слепит на солнце) — Великая Богиня Зимы, покоя, ночи, природного Сна и Вечной Жизни. Марена Свароговна, одна из трех нареченных сестёр Многомудрого Бога Перуна. Очень часто ее называют Богиней Смерти, прекращающей земную жизнь человека в Явном Мире, но это не совсем верно. Богиня Марена не прекращает человеческую жизнь, а дает людям Расы Вечную Жизнь в Мире Слави.
Но Богиня Марена, кроме наблюдения за отдыхом Природы на Мидгард-Земле, когда Мать Природа набирает живительные силы для весеннего пробуждения и жизни растений и животного мира, наблюдает еще и за жизнью людей. A когда приходит время людям из Родов Расы Великой отправляться в долгую дорогу по Золотому Пути, Богиня Марена дает наставления каждому умершему человеку в соответствии с его земной Духовной и мирской жизнью, а также в соответствии с полученным созидательным опытом, в каком направлении ему продолжать свой посмертный Путь, в Мир Нави или в Мир Слави.

В этот день сжигается кукла, изготовленная из соломы, символизирующая снежную Зиму, а не Богиню Марену, как многие думают. После ритуала сжигания соломенной куклы горсть пепла развеивали над полем, садом или огородом, чтобы вырос хороший, богатый урожай. Ибо, как говорили наши Предки:

«Богиня Веста на Мидгард-Землю пришла,
на Красногор новую жизнь принесла,
Огонь запалила и зимние снега растопила,
Всю землю живой силой напоила
И от сна Марены разбудила.
Будет Мать Сыра Земля полям нашим
Жизньродящую Силу давать,
Будет отборное зерно в полях наших прорастать,
Чтобы всем Родам нашим — хороший урожай дать».

Можно сказать, что эти два Праздника - одно единое действо, гармонично переходящее из одного в другое, когда мы сначала встречаем Богиню Весту, а затем устраиваем проводы в честь Богини Марены. Именно в этот период Светлые Сестрицы сходятся вместе – Равноденствие, и уже по уходу Старшей день становится длиннее ночи.
Каждый Праздник для Белого человека наполнен Духовностью и проводить его должно в соответствии с Родовыми Поконами.
По тому, как сгорает Чучело Зимы, гадают, каким будет грядущая Весна. Например: если Кукла-Зима горит долго, стало быть, пробуждение Природы и потепление будет не скорым, и наоборот. А поскольку Масленица – это прощание с прошлым, с отжившим, то в это время люди избавляются от всякой рухляди и ветхого тряпья, а в их лице – от старых бед и неприятных переживаний. А также собирают пепел с костра и развеивают над землей в огородах и садах, дабы наполнилась почва Ярой силой и принесла богатый урожай.
Пусть Весна наполнит семьи ваши, хоромы ваши и сердца ваши!
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 07:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Астарта - в семитской мифологии олицетворение планеты Венера, богиня любви и плодородия, богиня-воительница. Астарта играла большую роль в борьбе богов с Йамму, властелином моря. В некоторых мифах она выступала как посланница богов к владыке моря, который домогался верховной власти; она же укоряла Балу за убийство Йамму.
В древности Астарта почиталась как владычица лошадей и колесниц, богиня сражений и, видимо, была связана с морем и водной стихией, а также считалась богиней-исцелительницей. Со временем черты Анат и Астарты слились в образе Атаргатис, богини плодородия и благополучия, одной из наиболее почитаемых в арамейском пантеоне. В эллинистический период Астарта отождествлялась с греческой Афродитой и римской Юноной, в ассиро-вавилонской мифологии ей соответствует Иштар.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 07:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Птицы в славянской мифологии.

… «Отчего люди не летают так, как птицы?»* Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, – все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделённых мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.

Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество Род – начало всех начал, в своём земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была его символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти…

Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами я бы для простоты восприятия разделила на три группы.
К первой необходимо отнести мифических существ – полу-птиц, полу людей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.

Гамаюн

Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное.
В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря.
Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.

Алконост

Это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая.
Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы.
Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка.

Сирин

Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий.
Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн.
Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!

Стратим

Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица - прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется.
Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли - за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля».

Феникс

(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.

Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.

Из птиц-сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.

К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.

В русской литературе и живописи птицы встречаются довольно часто. В поэзии к образам мифологических птиц обращались такие поэты, как Блок и Клюев, в живописи - Васнецов, Врубель, Бакст.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 11:26 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Волх (Огненный Волх, Волхов Всеславич) – сын Матери Сырой Земли и Огненного Змея, единственного наследника Горына Змеевича. Бог-оборотень, воплощение непоколебимого мужества и ярости русских воинов.
Существует былина. Огненный Змей, сильное, лицемерное и злобное создание, обманом взял в жены Мать Сыру Землю, но боги Прави даровали их сыну судьбу великого воина, который от отца не унаследовал ничего, кроме силы. Когда Волх родился, задрожали все три мира – Явь, Навь и Правь, так велики были его ярость и жажда мести. А отомстить он хотел отцу своему Огненному Змею, за мать и за злодеяния, что Змей принес людям и богам.
Нашим предкам Волх представлялся как высокий, статный молодой воин в червленой кольчуге и в золотом щлеме. На поясе у него два оружия – сверкающий меч и огромная булава. Когда Волх говорит грома сотрясают землю, а когда он скачет по небу на своем огненном скакуне – тучи в страхе расступаются перед ним. В этом отношении образ Волха близок к образу Перуна, из-за чего многие исследователи отождествляют этих персонажей.
Сам Сварог выковал Волху доспехи и оружие, а Макошь поведала ему самые сокровенные тайны. Велес обучал Волха магии и оборотничеству, а Яга Виевна – мастерству охоты и рукопашного боя. В итоге Волх стал одним из самых могучих богов, он в равной степени владел и оружием, и ведовством. По одной из версий Финист стал верным другом Волху, по другой – огненный сокол является одним из земных воплощений этого бога.
Когда Волх полностью закончил свое обучение у Ирийских богов, он не раздумывая направился к логову Огненного Змея. Там он одолел отца, но не стал его убивать, а заключил в медную темницу под Хвалынским морем. Но не долго боги Ирийские победу праздновали. Возгордился Волх, решил, что он лучше других и один способен миром управлять, строить его по своему разумению. Да еще и Чернобог не упустил случая – тайно встретился с Волхом, поклонился ему и сказал, мол, зачем тебе светлый боги, ты ведь сам всем богам бог?
И хотел уже Волх войной на Ирий пресветлый пойти, как нежданно встретилась ему на пути дева прекрасная, Девана-охотница, дочь Перуна. И полюбил ее Волх могучий, и любовь искренняя очистила сердце его. И просил Волх прощения у богов за мысли темные, а Перун – пуще всех, ибо дочь его в жены взять хотел.
Так Волх обрел жену и мудрость. Мудрость, которая заключается в простом правиле: чем больше сила, тем больше ответственность. Наши предки отлично знали этот фундаментальный канон Вселенной, а потому сквозь красочные мифы постарались передать его своим предкам. Волх – это символ удали и отваги, идеализированный облик воина, который умеет не только воевать и слепо следовать приказам. Это воин-мудрец, способный решать любые задачи не только на поле боя. Это воин, все устремления которого направлены на защиту своей земли, своего очага.
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 11:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Идунн («обновляющая») — в скандинавской мифологии богиня-хранительница чудесных молодильных яблок. Ее мужем был сын Одина, бог красноречия Браги. Волшебную яблоню лелеяли и охраняли три мудрые норны. Только богине весны Идунн позволяли они собирать чудесные плоды. Из своего неистощимого ларца Идунн раздавала золотые яблоки, благодаря которым боги сохраняли вечную молодость.
Эти драгоценные дары хотели похитить великаны, желавшие лишить богов их силы и юности. Однажды бог огня Локи попал в плен к великану Тьяцци, и в обмен на свободу пообещал украсть у Идунн золотые яблоки. Вернувшись в Асгард, Локи рассказал Идунн о яблоках, якобы имевших еще более чудодейственные свойства и найденных им неподалеку.
Доверчивая богиня отправилась с ним в лес, где в обличье орла ее поджидал Тьяцци. Когтистыми лапами он схватил Идунн вместе с ее яблоками и унес в Етунхейм, землю великанов. Утрата яблок сразу состарила богов, глаза их затуманились, кожа стала дряблой, разум ослабел. Над Асгардом нависла угроза смерти.
В конце концов Один собрал остатки сил и нашел Локи. Угрожая ему смертью, он приказал предателю немедленно вернуть Идунн и чудесные яблоки. Локи, обернувшись соколом, полетел во владения Тьяцци, превратил Идунн в орех и вернулся с ней домой. Великан в обличье орла пустился следом за ними и попытался настичь беглецов, но, перелетая через высокие стены Асгарда, сгорел в пламени разведенных на стенах костров и превратился в горстку пепла. Локи вернул Идунн ее настоящий вид, и она раздала больным богам яблоки. Легенды о золотых яблоках, символе молодости и плодовитости, известны в греческой мифологии (яблоки Гесперид).
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 22 мар 2015, 22:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Варуна — в древнеиндийской мифологии «вседержитель», всеведущий и карающий бог-судья, правитель неба, наряду с Индрой величайший из богов ведийского пантеона. Варуна связывался с космическими водами во всем их многообразии — мировой океан, образующий внешнюю рамку творения, которая отделяет космос от хаоса; небесные воды — дождь, моря, реки, потоки, подземные воды и т. д.
Как бог дождя, прокладывающий путь потокам, Варуна наполнял море водой, следил за течением рек, пребывал в реках, в море; реки — его сестры (их семь). Он обладал чудесной колдовской силой (майя) и не столько посылал блага людям, сколько наблюдал за ними, защищая от злого начала, а также выступал против несправедливости, болезни, смерти, колдовства и даже даровал долгую жизнь. Варуна — воплощение мирового порядка и истины. Он искал виновных, карал их (например, насылал на грешников водянку) и отпускал грехи. Впоследствии Варуна утратил свое значение и превратился в одного из локапал, властителей стран света (запада)
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 23 мар 2015, 07:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Руевит – в славянской ведической традиции воинственный Бог-Покровитель, защищающий избранные миры явной реальности. В частности под защитой этого Небесного воина находятся все Земли созвездия Макоши (Большая Медведица), а также Земли в системе Ярилы-Солнца (Солнечной системы).
Руевит – один из величайших богов-героев, который стоит на страже мироздания и на протяжении тысячелетий борется с силами Мрака. Конечно, Руевит не одинок в своей борьбе, ему помогают такие боги, как Поревит, Яровит и Поренут. Веды не говорят о том, как перечисленные боги (общее их число – 7) относятся к более известным в Мидгарде богам-защитникам вроде Семаргла и Перуна. Очевидно, дело в том, что их функции несколько различаются, хотя и объединены общей идеей борьбы с силами Тьмы.
Руевит и его братья защищают локальные пространственно-временные точки. Они борются с воплощенным злом и борются с ним силой меча и пламени. А Перун, Семаргл, Стрибог и другие сражаются со злом мировым, существующим во всех мерностях. Таким образом, Руевит осуществляет Перуну своеобразную поддержку, освобождает его с собратьями от части обязанностей.
Руевит изображался могучим, статным воином в доспехах, излучающих чистый небесный свет. Его клинок под стать своему обладателю – он светел и исполнен мощи. Удар этого оружия неотразим для слуг Тьмы, поэтому против Руевита и подобных ему воинов заклятые враги Великой Расы стараются выставить как можно больше своих солдат. Но до сего момента полчищам мрака никогда еще не удавалось сразить светлых воинов.
Руевит – это аллегория силы, воплощенной как в небесах, так и на земле. Это универсальный воин, сражающийся с каждым явным врагом и неизменно побеждающий его. Однако, как и остальные славянские боги, Руевит никогда первым не вступает в битву с воплощенным злом. Сначала люди Мидгарда и иных миров Яви должны сами встать на защиту своих ланей и весей. Если они к этому моменту деградировали, не развивая своих духовных и душевных качеств, не чтили предков и не жили в соответствии с заповедями Богом и законами РИТА, то они не смогут эффективно противостоять злу. Так есть ли смысл спасать людей, которые сами себя обрекли на гибель? Конечно, нет. Такие миры полностью истребляются слугами тьмы. Руевит, как и Перун, как и Один, ка ки другие великие Предки славяно-ариев, помогает лишь достойным. И даже если предыдущие поколения не вели должного образа жизни, искреннего самопожертвования и стремления к Истине уже достаточно для того, чтобы Руевит узрел гибнущий мир. И если удельная доля потомков Великой Расы, сумевших пробудить свою кровь, будет достаточной, то боги всегда помогут людям в трудную минуту.
Руевит, таким образом, становится идеализированным образом земного воина. Недостижимым, но вполне реальным образом, к которому нужно стремиться каждому потомку Великой Расы, несмотря ни на что.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 23 мар 2015, 07:32 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Мардук — в шумеро-аккадской мифологии верховное божество вавилонского пантеона, верховный бог Междуречья, бог-покровитель города Вавилона после 2024 г. до н.э — то есть в наступление «Эры Овна». . Сын Эйя (Энки) и Дамкины (Дамгальнуны), супруг Царпаниту (Милитта, Билит), отец Набу, бога писцового искусства.
Вавилонскими жрецами середины 1-го тысячелетия до н. э. все божества объявлялись воплощениями Мардука.

Нинурта — Мардук земледелия
Нергал — Мардук войны
Забаба — Мардук рукопашной схватки
Энлиль — Мардук власти и совета
Син — Мардук, светило ночи
Шамаш — Мардук справедливости
Адад — Мардук дождей

Письменные источники сообщают о мудрости Мардука, о его искусстве врачевания и заклинательной силе; бога называют «судьёй богов», «владыкой богов» и даже «отцом богов». Наряду с богиней-целительницей Гулой он наделялся способностью воскрешать мертвых.

При правлении Мардука приоритетным был праздник Нового Года, начинавшийся с месяца ниссан (совпадавший с днем весеннего равноденствия). В Вавилоне этот праздник носил название Акиту и представлял собой 12-и дневную церемонию, которая являлась наследницей шумерского праздника А.КИ.ТИ («Рождение Жизни На Земле»).
Битва с Тиамат

Бог, вооружённый луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал «злой ветер», и та не смогла закрыть её. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с её свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат) таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассёк тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо, а из глаз — реки Тигр и Евфрат. Причём бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю. Он определил владения богов и пути небесных светил, по его плану боги создали человека и в благодарность построили ему «небесный Вавилон».

Символы Мардука

Символами Мардука являлись мотыга, лопата и дракон Мушхуш, а части тела самого божества сравнивались с различными животными и растениями: «его главные внутренности — львы; его малые внутренности — собаки; его спинной хребет — кедр; его пальцы — тростник; его череп — серебро; излияние его семени — золото».
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 24 мар 2015, 18:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Dirae — латинское название аналога эриний, богинь мести, дословно значащее «ужасные», «внушающие страх»
Furiae — латинское название аналога эриний, богинь мести, дословно значащее «яростные»
Σρινύες — греческое название эриний, богинь мести
Диры — римский аналог эриний, греческих богинь мести
Фурии — латинский аналог эриний, греческих богинь мести
Эринии — это богини мести, которые преследуют преступника, насылая на него безумие. В Греции классического периода с ними отождествлялась прежде всего кара за родовые преступления, однако ранее у Гомера слова «эринии» может употребляться в значении «проклятие» и эринии присутствуют в клятвенной формуле как те, которые должны покарать за клятвопреступление:
Зевс да будет свидетелем, бог высочайший, сильнейший!
Солнце, Земля и Эринии, те, что в жилищах подземных
Грозно карают смертных, которые ложно клялися!
Возможно, Эринии — воплощённое в существ слово, этимология которого не совсем ясна, но связано оно было с преследованием и виной. В более поздних источниках эринии доводят до безумия тех, кого преследуют, и это скорее подчёркивает характер эриний в череде множества подобных существ, которые были воплощены в мифологии Древней Греции в зримую форму из более тонких сфер, касающихся эмоций человека. В данном случае, чувства вины, сводящего с ума, что могло видеться и как проклятие за совершённое преступление, так и позднее как преследование неких существ.
Самая ранняя версия появления эриний как божественных существ появляется в «Теогонии» Гесиода и связана с первым родовым преступлением, когда Кронос оскопляет своего отца Урана и из крови последнего, упавшей на землю (Гею) рождаются эринии:
Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их Земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эриний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Гесиод «Теогония» 178-187
Самая крупная и известная история, касающаяся эриний в древнегреческой литературе — финальная глава проклятия рода Атридов, в которой Орест, убивший свою мать Клитемнестру и её любовника Эгиста, преследуется эриниями и затем судится и оправдывается ареопагом в Афинах. В этой истории можно видеть и обуздание хтонической, разнузданой сутиэриний и переход их в подчинение олимпийским богам, и переложение функции карания и воздаяния от обязанностей рода к обязанности суда. В стенаниях эриний после оправдания главного героя в «Оресте» Эсхила явственно слышится и то и другое:
О боги молодые, вы втоптали
Закон старинный в грязь. Увы, из рук моих
Злодея вы исторгли. О, позор, о, гнев!
На эту страну
Я порчу нашлю.
Я выплесну яд
Из сердца в поля.
Пусть гибнут посевы, пусть чахнет листва!
Пусть язвы и струпья изгложут людей!
О, сладость расплаты! Беда за беду!
Я пла́чу. Решусь ли угрозы свои
Исполнить? Решусь ли народ погубить?
О, горечь бесчестья! О, мука стыда!
О, бедные дочери Ночи!
Эсхил «Эвмениды», 811-826
Начиная с трилогии Эсхила об Оресте в образе эриний появляются нововведения. Они начинают изображаться со змеями в волосах:
Орест
О, женщины ужасные! Горгонами
Они глядят. На них одежды черные.
И змеи в волосах. Бежать, скорей бежать!
Эсхил «Жертва у гроба», 1046-1048
Во-вторых, у них появляется широко распространённое затем прозвище «эвмениды», что значит «милостивые» или «благосклонные». Последнее вряд ли было выдумано Эсхилом, так как эвфемистичные прозвища страшных хтонических существ распространены во многих культурах. В той же Греции, например, сирен, связанных с загробным культом, называли «умиротворяющими».
Нововведения Эсхила касательно внешнего вида осознавались уже в античности. Павсаний, посетивший афинское святилище эриний возле ареопага, отмечает этот факт:
Вблизи находится святилище богинь, которых афиняне называют «Почтенными», а Гесиод в «Теогонии», — «Эриниями». Впервые Эсхил изобразил их всех с волосами на голове в виде змей, но эти статуи не представляют ничего страшного, также как и другие статуи, которые поставлены в честь подземных богов.
Павсаний «Описание Эллады», I.28.6
У Эсхила приводится ещё одна версия происхождения эриний. Они неоднократно называются дочерьми Ночи, то есть Нюкты (от греч. Νύξ), персонификации ночной тьмы. Сложно говорить не поэтическое ли это допущение, так как мифографические сочинения этой версии не знают, зато в поэзии эта версия появится позже и у латинских авторов.
Гомер использует слово «эриния» то в единственном, то во множественном числе, у Гесиода их точно больше одной, а у Эсхила много. По крайней мере, у эриний, которые выведены героинями его «Эвменид» есть реплики по крайней мере у восьми из них. Поздняя мифография и поэзия остановились на разумной середине между многими и одной. Изображениеэриний в количестве трёх, видимо, ведёт начало от «Ореста» Эврипида (Орест, 408) Их имена впервые встречаются на керамике пестумской школы вазописи (вторая половина IV в. до н.э.), где их часто изображают не в количестве трёх, а парами, что вызвано, скорее, требованиями композиционной гармонии, чем мифологической традиции. Всего на вазах встречается четыре имени эриний: Аллекто, Мегера, Тисифона, Поина. Если Поина не известная по другим источникам в качестве имени эринии, то Аллекто, Мегеру и Тисифону в качестве имён трёх эриний мы встречаем везде, где упоминаются их имена.
В древнеримской литературе для обозначения эриний пользовались латинскими описательными аналогами фурии илидиры. Фурия происходит от латинского «ярость» (furia), а диры — от «ужасающий, кошмарный» (dirus). В научной литературе существует определённая тенденция, которая стремится разделить дир и фурий прежде всего с функциональной точки зрения и рассматривать трёх фурий и трёх дир как разные группы демонов. Во многом это основывается на анализе «Энеиды» Вергилия, в которых диры связаны с карающими демонами, находящимися у престола Юпитера, а фурии — с демонами подземного мира. Диры, направляемые Юпитером (Зевсом) присутствуют в XII книге «Энеиды», где две дочери-близнецы Ночи, рождённые от Тартара вместе с их сестрой Мегерой указываются как демоны у престола Юпитера:
Есть две гнусные сестры, близнецы по прозванию Диры,
Мрачная Ночь родила вместе с третьей сестрою, Мегерой,
Дочерью Тартара, их, и таких же извивами гадов
Дир оплела, и дала им крыла, что ветер взметают.
Подле престола Отца, у порога сурового бога
Ждут приказов они, насылают на смертных недужных
Страх, если царь богов иль болезнью, иль гибелью хочет
Их покарать, иль войной устрашает город виновный.
Вергилий «Энеида», XII.845-852
Позднеантичная литература тоже обращала внимание на то, что в разное время и в разном месте обитания эринииназваны то фуриями, то дирами, что дало возможность комментатору Вергилия Мавру Сервию Гонорату (IV век н.э.) говорить о том, что это одни и те же демоны, но на небесах называемые «дирами», на земле — фуриями, а в подземном мире — «эвменидами». Скорее всего, это объяснение не имеет мифологической основы и Аллекто, Тисифона и Мегера, упоминаемые не раз Вергилием в различных контекстах, это одна и та же троица демонов, к которой эпитеты «фурии» и «диры» употребляются или взаимозаменяемо, или «диры» может упортебляться именно в качестве обозначения ужасающих близнецов Аллекто и Тисифоны. Круг обязанностей фурий Вергилия значительно расширен по сравнению с традиционными обязанностями эриний. Теперь это полноправные демоны смерти, которые сеют вражду и активно принимают участие в умерщвлении и фактически подменяют и в облике и в функциях кер, греческих демонов смерти, и даже традиционное происхождение Кер от Нюкты теперь присвоено фуриями. В характеристике Аллекто у Вергилия все эти черты максимально ярко выражены:
Там из приюта богинь, приносящих муки, из мрака
Кличет к себе Аллекто, которой любезны раздоры,
Ярость, и гнев, и война, и злодейства коварные козни.
Все ненавидят ее — и отец Плутон, и родные
Сестры: так часто она изменяет гнусный свой облик,
Так свиреп ее вид, так черны на челе ее змеи.
Вергилий «Энеида», VII.324-329
Античные изображения эриний обычно показывают этих богинь со змеями в волосах и часто с крыльями. Наиболее легко узнаваемы эринии в сюжетах Орестеи, где они появляются в традиционном обличье, характерном после описания Эсхила, то есть со змеями в волосах. Очень часто эринии изображаются с крыльями. В некоторых случаях их ужасающий облик подчёркивается, как в апулийском кратере Ореста, где у эринии искажённое лицо чёрного, как и её тело, цвета. В других сюжетах определённые трудности создаёт то, что в некоторых случаях они могут осуществляться с другими демонами смерти, например, керами.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 25 мар 2015, 13:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Девять миров

Миры выделяются следующие — Митгард (мир людей), Йотунхейм (мир великанов), Муспельхейм (мир огненных великанов), Нифльхейм (мир снежных великанов), Ванахейм (мир добрых духов) — эти миры находятся как бы на одной вертикали. Выше — Лёссальфахейм — мир эльфов, еще выше — Асгард, обитель богов. Ниже уровня Митгарда — Свартальфахейм (мир черных карликов — гномов), еще ниже — Хел, мир умерших.
Муспельхейм и Нифльхейм
Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм — изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны — огненные и снежные.

Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем «царство снега». Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика — пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм — на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя — погасить лед. Но ничего подобного не случалось — обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.

Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.

Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм — не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван «обожженным до черноты». Это наводит на мысль, что Муспельхейм — это Африка, где живут «обожженные до черноты великаны». В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.

Результат взаимодействия этих миров — Творение Земли. Нифльхейм предоставил «материал» — глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм — с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны — Муспельхейм — Огонь, Нифльхейм — Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.

Йотунхейм
Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир — несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое — Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве — первые из Асов — убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.
После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.

Тролли, Ётуны или Инистые Великаны — воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий — грубая сила и коварство. Стихия этого мира — Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны — воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.

Что соответствует географически данному миру, миру Йотунхейма? Это не то весь мир восточнее Скандинавского полуострова, не то Русь, не то другие государства. Надо отметить, что для всех географических территорий позднее появились внятные названия, например, Русь именовали Гардарики. Йотунхейм, если когда-нибудь и существовал в природе, позднее просто был заменен в связи с географическими открытиями и походами. Возможно, Йотунхейм — память того времени, когда путешествий толком еще не было, и мир за границами своего дома или своей деревни был непонятным и пугающим. Тогда и придумали обозначение для всего, что на востоке, и для всех тамошних жителей, а заодно свалили на них все природные катаклизмы — чтоб не зря их бояться и не зря с ними воевать.

Асгард
Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи — из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы — это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других — существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей — они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий — боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.

Свартальфахейм и Лёссальфахейм
Это миры карликов — черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными и сделали из них гномов и эльфом.
Гномы населяют мир под землей. Они — искусные мастера, могут творить вещи, создание которых непосильно ни для людей, ни для Асов. Гномы знают волшебство, хотя никогда этим знанием не делятся. О области создания каких-либо материальных магических ценностей им нет равных. Без изделий Гномов Асы бы не выжили, стоит лишь вспомнить Мйолльнир, оружие Тора, которым тот борется с великанами, привязь Фенрира, которая удержала самое страшное из когда-либо существовавших чудовищ, и копье Одина. Гномы ведут добычу золота и драгоценностей, их запасы больше, чем во всех остальных мирах (исключая, может быть, Асгард и Хел). Среди гномов немало мудрецов, так, например, самое умное существо на свете — Квазир — был карликом, так же как и второй после него мудрец Альвис. Единственный недостаток гномов — то, что при попадании на них солнечного света они превращаются в камень.

Обитатели Лёссальфахейма гораздо менее деятельны, чем их черные собратья. Они населяют землю и воздух над землей. Живут эльфы в деревьях, цветах, просто в солнечном свете. Эльфы большей частью бесплотны, редко показываются и выполняют только одну задачу — делать мир веселым и радостным.

Митгард
Это еще одно творение Асов. Митгард — Серединная Земля — жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Населяют мир люди. Людей сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав им жизнь, разум и румяные щеки. Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно).

В целом Митгард — это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Таким образом люди и Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой — Рагнарек — произошел в Митгарде.

Не следует думать, что викинги представляли обитателей Митгарда бездеятельными. О людях сложено немало красивых легенд, которые вряд ли помогут познать сущность мира, но в полной мере опишут быт и жизнь викингов, помогут понять их жизненную философию. Эти легенды стоят того, чтобы их прочитать.

Ванахейм
Это мир, о котором почти ничего нельзя сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Эта страна к западу от Митгарда и Асгарда, населенная добрыми, умными и очень богатыми духами.
Очередные географические аналогии приводят нас в центральную Америку, где жили племена индейцев, достаточно хорошо подходящих под это описание. Одно только золото Центральной Америки, которым веками бредят золотоискатели, доказывает богатство инков, майя и прочих. Достижения этих народов в науке и искусстве весьма велики. Вполне возможно, что викинги имели некие контакты с индейцами Центральной Америки, так как северяне оплыли чуть ли не весь мир. Во всяком случае, при начале колонизации этих мест аборигены ждали возвращения высоких людей с белыми волосами. Впрочем, «Сага об Инглингах» описывают Ванахейм как реальную страну, местоположение которой описывается как «С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, называемая Танаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой». Что это за река? Если Черное море — это то Черное Море, к которому все привыкли, то Жилище Ванов оказывается где-то в окрестности Киевской Руси. Интересно, что Сага об Инглингах пытается опустить Асгард на землю и ищет ему место к востоку от Танаквисля (чтобы Ванахейм остался западнее Асгарда). Эти попытки наводят на следующие мысли — когда походы и путешествия викингов открыли им мир, они в спешном порядке стали переделывать свою религию, пытаясь найти для Асов прообразы в виде реально живших людей, а для Ванахейма и Асгарда — реальные территории. Зачем им это понадобилось — непонятно. В Саге об Инглингах напрочь выкинуты Нифльхейм и Муспельхейм, о них даже не упоминается, зато говорится о пустынных территориях севера Швеции и о Великой Стране Черных Людей, которая безлюдна из-за зноя. Возможно, путешествия в Африку (а это, безусловно, она) развеяли мифы об огненных великанах, так же как и близкое знакомство с полярными областями — мифы о жителях Нифльхейма. Как бы то ни было, эти переделанные мифы уже далеко не так логичны и менее интересны для изучения. Далее все миры описываются без учета «осовремененных саг», исходя только из более старых.

Теперь о Ванах. Ваны — добрые духи природы , которые помогают делать почву плодородной. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды — тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками. В дальнейшем Асы и Ваны всегда оставались добрыми друзьями. Стихия Ванахейма — Воздух.

Хел
Еще одна странная местность. Когда и кто ее создал — непонятно. То ли она является побочным эффектом от создания мира, то ли остатком первозданной бездны, то ли вообще существовала всегда — во всяком случае, когда о Хел впервые заговорили, он уже был. В Хел правит дочь Локи — великанша, которая наполовину прекрасная женщина, наполовину — разложившийся труп. Некоторые источники, правда, смягчают картину, говоря, что она просто разного цвета — наполовину кроваво-красная, наполовину иссиня-черная. Хел населяют духи умерших, так называемых «соломенных мертвецов» — те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах — это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение — это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю. Вот и еще одно глобальное отличие Скандинавских Саг от других мифологий — Хел выполняет сразу три функции — страдание, трансформация и возрождение, в то время как в других религиях мертвецы либо только страдают (Греция), либо только возрождаются (Египет), а о трансформации и очистке души от уз земли вообще речи не идет.

Хел, несмотря на свою неприглядность, миру необходим. Если бы не было трансформации душ, мир стал бы скучным, потому что вновь родившиеся люди были бы в точности похожи на умерших. Хел исправляет эту ошибку других религий, возвращая людей на землю новыми, свободными и очищенными.

Мировое дерево — Иггдраззиль
Это — важнейшие элемент представлений викингов о мире, но для того, чтобы правильно понять его, необходимо сначала ознакомится с содержанием девяти миров. Итак, Мировое Дерево, Великий Ясень, Иггдраззиль — это центральная ось Вселенной.
Игдраззиль присутствует во всех мирах. Даже более того — во всех мирах находятся его корни. Это немного странно, поскольку миры расположены на разных вертикальных уровнях. Логичнее считать, что в Нифльхейме, Митгарде, Ванахейме, Нифльхейме и Муспельхейме корни растут под землей, в Свартальфахейме и Хел корни растут внутри мира, в Лессальфахейме присутствует ствол и ветви, а в Асгарде — крона.

Из под трех корней Игдраззиля бьет три ключа. Это Гиргельмир в Нифльхейме, источник Мимира в Йотунхейме и Урд в Митгарде. Довольно интересно расположение этих источников, и уж конечно, оно не случайно.

Источник в Нифльхейме — это связь Иггдраззиля с первородными структурами — Нифльхеймом и Муспельхеймом. Действительно, расположение этого источника связывает его с Нифльхеймом, а его теплота, подвижность — с Муспельхеймом. Гиргельмир, таким образом, проявляет Ясень в царстве первичной, дикой до абстрактности природе.

Источник Мимира в Йотунхейме — это связь Ясеня с вторичными мирами: Ванахеймом, Хелом и Йотунхеймом. Это миры природы — злой природы Йотунхейма, доброй — Ванахейма и неизбежной — Хела. Таким образом Ясень проявляется в природе естесвенной, современной.

Наконец, Асгард, Митгард, Свартальфахейм и Лессальфахейм — порождения Асов — связаны источником Урд. Это миры разума, им уже не в той степени свойственна дикость, как остальным мирам.

Важно понимать, что Смысл Иггдраззиля не только в том, что он связывает миры — он связывает различные эпохи мироздания, этапы творения.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 25 мар 2015, 14:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Девять миров (продолжение)
====================
Рагнарек. Идеи цикличности.Итак, последняя битва — Рагнарек. Она случиться в будущем, и знаем мы о нем только благодаря предсказанию Вельвы и редким замечаниям норн. Она не входит явно в представление викингов о Вселенной, но представляет собой естественное завершение этого мира и подготовка нового. Следует отметить, что идея о невечности мира присутствует во всех религиях мира, или в подавляющем большинстве. Что нового в представлениях северян о грядущем конце света?
Во-первых, интересно проследить тенденцию развития мира. В самом деле, почему вдруг должна произойти Последняя Битва, какая в ней необходимость, нужда? Как известно, сразу после создания мира люди, гномы, эльфы Асы и Ваны (в общем, все не-Великаны) жили в мире и стремились исключительно к естественным благам и творчеству. Так продолжалось долгое время и только потом пришли норны, и тогда захватила всех жажда золота и наживы. Не обошло это никого — гномы стали работать исключительно ради золота и драгоценностей, люди — для украшения и богатств, даже Асы начали войну с Ванами исключительно из зависти к огромным богатствам Ванахейма. Было совершено первое убийство из-за денег, пролита первая кровь, и именно тогда мир стал обречен. Ведь новые поколения только усиливались в своей жажде материальных благ. Как остановить мир, исправить это плохое направление? Только концом света.

Поскольку викинги были весьма воинственным народом, конец света у них принял очертания именно боя, сражения, войны. Ясно, что в первую очередь надо искоренить зло в тех, кто «наверху», тех, кто управляют миром — в Асах, Ётунах и других. Совершенно ясно, что после бесконечных боев, убийств, наказаний, несправедливости вражда Асов и Ётунов не могла пройти — напротив, она усилилась, и в какой-то момент достигнет апогея. Интересно, что сами участники событий об этом не догадывались — знали о Рагнареке только норны и прорицательница Вёльва — обычная жительница Митгарда. Именно к ней пришли Асы и спросили свою судьбу, а та нарисовала им красочную картину последнего боя.

Сам бой нет нужды описывать — его нужно читать в оригинале, хоть стихотворном, хоть прозой. Интересно отметить только последствия боя — что изменится?

Напрочь исчезнут порождения Асов — Асгард, Митгард, Свартальфахейм, Лёссальфахейм, Суль и Мани. Но лучшие спасутся из Асов и людей, и Вёльва сказала, что спасшиеся будут жить. Возникнет новый Митгард, новый Асгард, но остальных миров не будет. Исчезнут и не вернуться Муспельхейм, Йотунхейм и Нифльхейм — но по другой причине. Они устарели, они уже не актуальны. И должны исчезнуть. А два загадочных мира — Ванахейм и Хел не упоминаются в последней битве вовсе. Не говориться о том, что они будут разрушены или, напротив, спасутся. Правда, норны говорят о том, что после Рагнарека «царство Хель будет недолгим», а стихотворные вариант «прорицания Вёльвы» говорит о том, что дракон Нидхег будет жить после Рагнарека вечно.

Ясно одно: мир перенесет мощную трансформацию — вне зависимости от участи Ванахейма и Хела. Но перевороты для мира северян не новы. Подобное было раньше, и одно из таких событий точно описано — убийство Имира. Когда тот мир устарел, появились вестники перемен — Асы, и устроили миру трансформацию, да такую, что мало никому не показалось. Когда та Вселенная, которую они построили, устареет, произойдет еще одна трансформация (Рагнарек). А почему мы, собственно, полагаем, что та Вселенная, после Рагнарека, будет лучше, что она не устареет и не произойдет еще одна «последняя» битва?

Вспомним о том, откуда пришел Имир. Его породили Муспельхейм и Нифльхейм, а те откуда взялись? Они были, просто были. Может быть, они — всё, что осталось от предыдущей трансформации, которая завершила существование еще одного, неописанного мира, породив Муспельхейм и Нифльхейм?
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 25 мар 2015, 14:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Долго отдыхал Создатель вселенной Брахма под сенью священной шелковицы и не заметил, как шелест листьев превратился в страшный шум борьбы. Что же случилось?
Как известно каждому индусу, бог добродетели, способный и ловкий Дакша, родился из большого пальца правой ноги Брахмы, а жена его Вирини — из пальца левой ноги. У них появилось пятьдесят дочерей. Самыми известными стали три старшие. Дити и Дану породили демонов-гигантов дайтьев и данавов. Они были могучи и мудры, владели тайнами волшебства и поэтому при желании могли принимать разные обличья и даже становиться невидимыми. Им принадлежали несметные сокровища, которые они хранили в горных пещерах. В небе у них было три крепости: одна из железа, другая из серебра, а третья из золота. Дайтьев и данавов в Индии называют просто асуры. Асурам долго не перед кем было гордиться своими богатствами. Они жили мирно и счастливо. Но вот у третьей дочери Дакши Адити родилось двенадцать сыновей-адитьев — великих богов. И асуры стали кичиться перед ними своею силой, мудростью, богатством. Им захотелось даже власти над богами.
Разве могли стерпеть такое боги? Они избрали своим царем бога грома и молнии Индру и стали сражаться с асурами за власть над Вселенной. Шум этой борьбы услышал Брахма. Он разгневался, встал на сторону богов и послал им в помощь самого грозного, всеразрушающего Рудру-Шиву. Рудра издал страшный рев, от которого задрожала Вселенная, и прогнал асуров с небес. Но на этом война демонов и богов не закончилась. Противоборство сил зла и добра в природе и между людьми продолжается по сей день. И нет ему конца.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 26 мар 2015, 20:35 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Гаруда
Гаруда ("пожиратель"), в индуистской мифологии царь птиц, сын мудреца Кашьяпы и богини ночи Дакши, ездовое животное Вишну. Когда Гаруда родился, боги, ослепленные сиянием его тела, приняли его за Агни, бога огня, и восславили как олицетворение солнца. Гаруда враждовал со змеями-нагами, "пожирателем" которых являлся.
В основе мифа о похищении Гарудой амриты, божественного напитка бессмертия, лежит мотив его борьбы с Вишну, который предложил исполнить любое желание похитителя. Гаруда захотел быть выше Вишну. И тот поместил изображение царя птиц на своем знамени и попросил стать его ездовым животным. Гаруду изображали крылатым существом с человеческим туловищем и орлиной головой, с когтями и клювом.
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 03 апр 2015, 17:56 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Рарог – огненный сокол, воплощение Семрагла-огнебога, изображенный на гербе древних славян (в частности – объединения западных племен во главе с племенем Бодричей-Ободритов).
Прежде, чем говорить о мифологическом образном подтексте этого символа, необходимо понять, почему наши предки выбрали себе именно такой герб. Оказывается, сокол – это единственная из хищных птиц, которая всегда атакует своего противника «в лоб», не применяя никаких тактических хитростей. Кроме того, сокол – это единственный хищник, который никогда не добивает поверженного противника. Если его враг упал на землю, сокол ждет, пока он вновь взлетит и лишь тогда атакует.
Из средневековых западных хроник мы узнаем, что наши предки признавали только один тип боя – лобовое столкновение. Это не значит, что они были глупы и обходились вовсе без стратегии. Конечно, тактика маневрирования отрядов, маршевые, оборонные и атакующие построения, система смены боевых порядков – все это им было известно. Но они предпочитали сражаться со своим врагом в честном, прямом бою, под ясными лучами солнца, без подлых и лицемерных приемов, которые исконно культивировали военачальники Западной Европы, прикрываясь понятиями «военное дело» и «искусство войны».
Именно поэтому Рарог, огненный сокол, — исконный символ наших предков. Что же касается мифологии, то нередко можно встретить мифы, рассказывающие о том, как Рарог прилетал к людям и рассказывал им о велениях богов. То есть Рарог был посредником между миром Прави и миром Яви. Именно поэтому его считают одним из воплощений Семаргла, который иногда выполнял аналогичные функции. Еще одно сходство – огненный ореол. В этом отношении подтекст абсолютно очевиден в обоих случаях: огонь – символ чистоты совести и помыслов. Огонь очищает (вспомните обряды с прыжками через костер), он наполняет силой, он сжигает хворь и защищает от зла.
Иногда в Сети можно встретить упоминания о том, что Рарог – это славянский бог огня. Данное утверждение не только необоснованно, но и глупо. У славян было два бога огня – это Ингл и Семаргл. Но даже если рассматривать огненного сокола, как один из образов крылатого пса, то здесь необходимо учитывать контекстную специфику, о которой уже говорилось выше (роль вестника).
Таким образом, Рарог не может быть определен как славянский бог огня. Это символ честного поединка и чести в целом, это аллегория справедливости и прямоты, это метафорический образ народа, отринувшего лживую хитрость, лицемерные и кулуарные действа. Рарог, пикирующий огненный сокол, что украшал стяг Святослава Игоревича, когда он стирал из скрижалей времени все упоминания о Хазарском каганате за его жестокое вероломство, навсегда останется символом ушедшей эпохи. Эпохи великих героев ушедшей в небытие Руси.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 05 апр 2015, 09:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Юша (не путать с Ящером) – в мифологии древних славян мировой змей, поддерживающий землю. Фактически представляет собой образ, аналогичный древнескандинавскому Ермунганду, однако, в отличие от последнего Юша является скорее положительным персонажем.
Версия о том, что Юша огибает весь мир и кусает собственный хвост (отсюда образ Уробороса, характерный для европейской мистической теологии Средневековья) является общепринятым. Однако некоторые исследователи полагают, что змей огибал не землю, а Мировой Океан, окружающий землю, не давая ему пролиться в небытие. В любом случае Юша никогда не позиционировался, как существо агрессивное (в отличие от того же Ящера или Чуда-Юда), способное нанести человеку вред. Скорее наоборот, этот огромный змей фактически является гарантом стабильности мироздания, он не позволяет смешаться миру и его изнанке, материи и антиматерии. Причем в данном контексте под миром подразумевается не только Явь, но и все остальные реалии (Навь, Правь и Славь).
Иногда Юша вздыхает или ворочается, пребывая в блаженной дреме. В эти моменты на земле происходят землетрясения. Но в результате таких катаклизмов гибнут лишь злые, невежественные люди, тогда как праведным хранителям предвечных традиций нет смысла опасаться смерти.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Боги и мифы
СообщениеДобавлено: 07 апр 2015, 19:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 дек 2012, 17:22
Сообщения: 8861
Зороастрийский миф о сотворении мира.

В далеком прошлом до творения мира ничего не было: ни тепла, ни света. В необъятном пространстве существовал только один Зерван – бесконечная вечность, олицетворение времени и пространства. Пусто было и одиноко, и тогда у Него появился замысел о сотворении мира. В бескрайней пустоте «Вечного Времени» (Зерван Акарана) породил он двух братьев, первородных духов (наиболее полно изложено в трактате IX века «Бундахишн» («Книга Первотворения»), имена их были Ормазд (Ахура Мазда, «Бог Мудрый») и Ахриман (Ангра Майнью «злой дух») и олицетворяли они свет и тьму.

Так, после творения мира, он разделился на две части. Место пребывания Ормазда, постоянного и безграничного во времени, исполненного всеведения и добродетелей именуется Бесконечный Свет. Область же, подвластная Ахриману, находящемуся во тьме, невежестве и страсти разрушения, называется Бесконечной Тьмой или Бездной.

Между Светом и Темной Бездной существовала пустота, в которой смешались обе субстанции - бесконечный свет и бесконечная тьма. Ормазд начал творение совершенного мира, пролив частицу своего чистого света в бездну, отделявшую его от Ахримана. Но из Мрака поднялся Ахриман, как и было предсказано. Коварный брат, не обладающий всеведением, не знал о существовании Ормазда, и настолько пришел в ярость от увиденного творения мира, что объявил войну всему Творению.

Ормазд пытался убедить Ахримана, что нет пользы от такой войны, и Он не держит никакого зла на своего брата. Однако не послушал Ахриман, так как решил: "Если Всеведущий Ормазд пытается решить дело мирно, то Он бессилен". Не знал Ахриман, что не в состоянии он причинить вреда брату своему, но может только причинить вред сущему, – знал об этом только Всеведущий Ормазд.

Братьям отведено девять тысяч лет от начала творения мира: первые три тысячи лет события будут происходить по воле Ормазда, следующие три тысячи лет – воля Ормазда и Ахримана смешаются, а в последние три тысячи лет злой Ахриман будет обессилен и их противостояние из-за Творения прекратится.

Показал Ормазд Ахриману свою победу в конце истории: бессилие Ахримана и уничтожение дивов (в зороастризме — злые духи), воскрешение мертвых, конечное воплощение и будущее успокоение творений навечно. И бежал в страхе Ахриман назад во Тьму. И хотя он бежал, но продолжил безумную борьбу против Творения – создал дивов и демонов, которые поднялись для устрашения. Первое, что создал Ахриман – Ложь, которая подтачивает мир. Ормазд же, создал себе вечных бессмертных спутников: Благую Мысль, Истину, Послушание, Преданность, Целостность и Бессмертие. Затем Он сотворил прекрасных ангелов, ставших вестниками Ормазда и защитниками добра.

Продолжил Ормазд творение мира: Он создал Небо и Землю, а между ними сотворил свет, звезды, луну и солнце, а затем, первочеловека и первобыка. Однако одновременно начинает действовать Ахриман. Он вторгается в пределы небосвода, создаёт планеты и кометы, не подчиняющиеся равномерному движению небесных сфер. Ахриман загрязняет воду, насылает смерть на первого человека и первобыка. Но от первого человека рождаются мужчина и женщина, от которых пошёл род человеческий, а от первобыка происходят все животные. От столкновения двух противоборствующих сил добра и зла начал весь мир приходит в движение: воды обретают текучесть, возникают горы, движутся небесные тела.
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 87 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB